«Разбор пролетов». Тема актуальная и неиссякаемая. Хочу немного написать о тесной взаимосвязи: Продавец — Покупатель. Практически каждый из нас, когда покупает профессиональное оборудование для клининга, выясняет гарантийные условия и сроки эксплуатации. Получив заветный гарантийный талон и вооружившись лозунгом «Клиент всегда прав!», со спокойной совестью начинает эксплуатировать технику на свое усмотрение, ограничиваясь пятнадцатиминутным инструктажем. В итоге, все может закончится плачевно, и цепочка печальных последствий доходит до заказчика.
Например, элитный бутик в центре Киева решил почистить большой ковер с логотипом. Пригласили известную компанию. Приехавшая бригада, практически сразу приступила к шампунированию красивого красного ковра. Но что это за большое белое пятно, образовавшееся на очищенном участке?
Все банально просто. На этот заказ бригада приехала после выполнения послестроительной уборки, и однодисковый полотер не был правильно обслужен, помыт. В результате, в шланге осталось сильнокислотное средство. А перед началом работ оператор не проверил готовность оборудования. В результате, около 100 мл кислоты попало на акриловое изделие, безвозвратно уничтожив не только краситель, но и повредив само волокно. Ковер оказался безвозвратно испорчен, сумма компенсации во много раз превышала возможный заработок на этом объекте.
Мораль сей басни такова. Мало купить хорошее оборудование. Надо еще уметь на этом оборудовании работать и правильно, систематически ухаживать за ним. Тогда и техника будет служить долго, и к сервисникам реже обращаться придется, и клиент от возможного ущерба застрахован.
А вот еще парочка историй, но немного из другой «оперы».
Часто приходится сталкиваться с таким подходом к чистке текстиля: получилось раз, значит и дальше все будет хорошо. Зачем разбираться в свойствах волокон, в особенностях методов изготовления ковров, в специфике загрязнений, в различиях технологий очистки? Один раз получилось — и вперед, по всем коврам одним методом и одним химикатом. А вот насколько правилен такой путь, многие узнают слишком поздно и слишком дорого.
За примером далеко ходить не надо. Одна молодая клининговая компания успешно занималась послестроительной уборкой. Но тут поступил срочный заказ: почистить шерстяной, белый, высоковорсовый ковер. Хоть достаточного опыта в чистке таких ковров и не было, заказ был принят. Для хорошего результата решили почистить его… аппаратом высокого давления!!!
Каково же было удивление «горе-коврочистов», когда на следующий день они увидели, что ковер из белого, превратился в рябой, серо-желтый. Весь ковер полностью изменил свой внешний вид. В результате сильного намокания и длительного высыхания, выделившийся танин настолько окрасил белую шерсть, что даже последующая обработка специальными препаратами не дала никакого результата. На вопрос: «Как же вы решились чистить этот ковер таким способом?», поступил вполне резонный ответ: «Ну, мы же так чистили уже входные коврики на резиновой основе, и ничего, очень даже хорошо получилось!»
Еще один случай связан со стационарной химчисткой. Пригласили меня, чтобы разобраться, почему полинял ковер после чистки. Причем полинял сильно, и по всей площади. Специалист, чистивший ковер, уверяет, что проводил тестирование на совместимость красителя и химиката. Повторное тестирование показало, что линяет только красный цвет, а по дизайнерскому замыслу, красные цветы располагались как раз на белом фоне.
Учитывая, что ковер был большим, а очистка проводилась методом шампунирования, обнаружить процесс «линьки» можно было в самом начале. Только нужно было предвидеть такой вариант и внимательно присматриваться к очищаемым участкам. И, обнаружив отрицательное воздействие, необходимо было прервать процесс очистки, а для оставшегося участка подобрать более подходящую технологию. Если конечно, на фирме есть специалисты, владеющие другими технологиями (большинство фирм, занимающихся чисткой текстильных напольных изделий, используют один-два метода, с помощью которых и пытаются обслужить все заказы).
Как говорится: «Век живи — век учись». И меня всегда интересовало, действительно ли хватает подобной «профессиональной» подготовки и что фирме обходится дешевле: обучение персонала или возмещение ущерба, причиненного по незнанию? И почему многие по-прежнему считают, что нет необходимости тратить деньги на обучение и повышение квалификации сотрудников? Ведь чаще всего, в результате неграмотных действий, суммы компенсаций значительно превосходят суммы на подготовку специалистов.
Тарас Дударь,
эксперт по вопросам чистоты и гигиены