Архивы

Журнал «Профессиональная уборка. Оборудование, материалы, технологии»

Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций 30 июля 2001 года, свидетельство ПИ № 77-9508

Электронная почта:


ФАНТАЗИИ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ: 10 ТРЕНДОВ КЛИНИНГА ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ ОТ ФРЕННИ

ФАНТАЗИИ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ: 10 ТРЕНДОВ КЛИНИНГА ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ ОТ ФРЕННИ

Есть такое понятие — токсичный оптимизм. Он проявляется в избыточно позитивном настрое, который не дает правильно оценивать ситуацию. В когнитивной психологии эту особенность называют оптимистическим искажением. И каждый раз, когда я берусь за очередную статью Френни Рейндерс, контент-маркетолога выставки Interclean, то сталкиваюсь именно с ним. И мне, волей-неволей, приходится включать критика, поскольку публиковать эти статьи без редакторского разбора было бы слишком легкомысленно. А игнорировать ее, как источник отраслевого контента, нельзя, поскольку проект Interclean, частью команды которого она является, не утратил своего веса в мире и сохраняет давно и заслуженно заработанный авторитет.

 

В начале этого года на сайте Interclean появился очередной материал Френни Рейндерс – статья «Проливая свет на чистоту: 10 трендов в профессиональной уборке и гигиене в 2024 году», которая по своей несуразности превзошла, все, что было до этого! Автор «впихнула» сюда все, что попалось ей на глаза – новинки давно минувших дней, Интернет вещей, ИИ, цифровизацию и многое другое, что кажется ей необходимым… для достижения «нового стандарта чистоты, который сделает гигиену более эффективной, чем когда-либо прежде»!

Что же заставило ее задуматься о таких переменах? Чем не устраивает ее нынешний стандарт чистоты и уровень гигиены? Скорее всего, она опять пообщалась с экспертами-теоретиками, желающими революционизировать эту отрасль с помощью своих, порой неадекватных идей, на которые так бурно реагирует Френни.

Вот что она предложила компаниям индустрии чистоты, чтобы они смогли преуспеть в поставленной ею задаче «достижения нового стандарта чистоты»:

 

1. Устройства VR и AR (виртуальной и дополненной реальностей). Френни считает, что пришло время для их применения, поскольку эти устройства… больше «не научная фантастика»!

Только она, следя за появлением новинок и трендов, упустила из виду, что VR-устройства уже давно не новость для клининговой отрасли. Еще на выставке ISSA/Interclean Amsterdam 2014 среди новинок, представленных компанией Diversey, были и очки Google Glass, создающие ту самую виртуальную реальность, в действенную силу которой она так верит. Тем не менее, вопреки интересу к этим устройствам со стороны посетителей и вере Diversey в то, что очки Google Glass помогут компаниям повысить качество уборки за счет более умной, быстрой и безопасной работы их сотрудников, эти устройства не прижились. Причиной неуспеха стала их высокая цена, проблемы с безопасностью и конфиденциальностью. Поэтому такого товара, как VR-очки Google Glass, в ассортименте Diversey уже давно нет.

Вместе с тем подобные устройства других производителей сегодня можно приобрести значительно дешевле, что, видимо, и дает Френни надежду на то, что она в один прекрасный момент увидит уборщиков в таких «инновациях». При этом она не задумывается о «мелочах» — а желают ли сами уборщики работать с этим обременением на лице, все-таки работа отличается от игр? И выгодно ли приобретение VR-очков для компаний? Ведь именно им придется раскошеливаться не только на эти устройства, но и на то, что обеспечит их безопасную эксплуатацию – на одноразовые маски, одеваемые под VR-очки, а также специальные средства для ухода – наборы для ручной очистки или УФ-камеры, что, в совокупности, увеличит стоимость владения этими устройствами.

Что же касается дополненной реальности, то лучше бы Френни не затрагивала эту тему, поскольку она в ней она совершенно не разбирается. По сути, она предлагает компаниям то, чего не существует! Нет никаких AR-устройств, есть технология дополненной реальности, которой сегодня могут воспользоваться все желающие (пока что за исключением россиян). В 2018 году компания Diversey представила свое приложение Diversey Remote Guidance – программу, которая объединяет то, что клиент видит на своем смартфоне, с действиями технических экспертов Diversey. Создавая дополненную реальность, она позволяет напрямую показать клиенту, как решить проблему. Все происходит виртуально в режиме реального времени и единственное, что нужно для этого — смартфон или планшет. Клиенты Diversey и сегодня могут скачать это приложение на Google Play или Apple Apps Store.

 

2. Датчики Интернета вещей на переднем крае гигиенической революции 2024 года.

«Забудьте о догадках и интуиции», настоятельно советует Френни участникам индустрии чистоты. Она считает, что эти возможности человеческого разума «сегодня с легкостью заменят датчики Интернета вещей».

В придуманном ей мире здания оснащены интеллектуальными датчиками, которые «контролируют качество воздуха, отслеживают передвижение жильцов и даже обнаруживают патогенные микроорганизмы в режиме реального времени». Она считает, что датчики – «эти хранители, управляемые данными, направляют усилия по уборке, обеспечивая целенаправленную гигиену там, где она больше всего необходима – от зон с интенсивным движением до зон, чувствительных к микробам. Повышенная осведомленность революционизирует уборку, переходя от реактивной к проактивной и обеспечивая оптимальную гигиену на каждом этапе».

Френни невдомек, что IoT-датчики, пусть и важная, но лишь одна из составляющих Интернета вещей. В реальном мире эти устройства подключаются к оборудованию, параметры работы которого они контролируют, а собранная информация пересылается на серверы компаний, где она обрабатывается. Предлагая эту идею, Френни не вспоминает об очевидном факте – клининговые компании работают на разных объектах. По этой причине она не задумывается о том, кто должен платить за внедрение этой системы – клиенты, которые желают во все времена сэкономить на уборке, или на это должны расщедриться сами клининговые компании?

А ведь Интернет вещей – дорогое удовольствие, одни датчики потянут на внушительную сумму, поэтому и идея его внедрения в настоящее время для клининговых компаний преждевременна. Но даже если бы сценарий Френни каким-то невероятным образом реализовался, и IoT-датчики командовали бы уборкой, это привело бы к хаосу, спровоцированному бесконечным вмешательством в спланированную работу уборщиков на объектах!

 

3. Гигиена, основанная на данных, цифровизация и искусственный интеллект преобразуют профессиональную уборку.

«Большие данные больше не только для Уолл-стрит. Клининговые компании используют их возможности для анализа схем уборки, прогнозирования отказов оборудования и настройки графиков уборки на основе данных в режиме реального времени. Представьте, что системы искусственного интеллекта оптимизируют распределение ресурсов, предлагают наиболее эффективные методы уборки и даже автоматически внедряют роботов-уборщиков, и все это в режиме реального времени. Это будущее гигиены, основанной на данных, где тщательный анализ заменяет догадки и максимизирует эффективность».

Комментировать это – только портить!

 

4. Преодоление проблем конфиденциальности данных в области гигиены и уборки с использованием искусственного интеллекта.

«Поскольку данные становятся золотым стандартом, неизбежно возникают опасения по поводу конфиденциальности. Именно здесь прозрачность и нравственные принципы выходят на первый план. Ожидайте увидеть правила, протоколы и структуры, обеспечивающие ответственный сбор, использование и анонимизацию данных – защиту личной жизни и использование удивительной мощи данных для более чистого будущего».

Скорее всего, это реакция на небольшую шумиху, поднятую в Нидерландах одной неугомонной специалисткой по Китаю из местного института международных отношений Clingendael. Причиной тому стали китайские и американские ИИ роботы-уборщики, охотно используемые местными компаниями. Проблема, которую создают эти умные устройства, как, впрочем, и модели других производителей, в том, что они отправляют собранные в процессе своей работы данные об объектах на серверы их производителей, что вызывает определенные опасения относительно обработки и дальнейшего использования этих данных.

Трудно сказать, действительно ли правительство Нидерландах «закручивает гайки», или Френни строит свои догадки…

 

5. Носимые технологические инновации

Вот это да! Наша барышня, активно продвигающая использования в клининге экзоскелетов, нашла то, что отодвинуло их на второй план. На этот раз ее фаворитами стали умные браслеты и умные очки: «Представьте себе браслеты, контролирующие самочувствие уборщиков, направляющие их при выполнении задач и даже отслеживающие ход уборки, или умные очки, отображающие инструкции и выделяющие проблемные зоны».

Впрочем, она не забыла и про экзоскелеты, не пожалев для своих любимцев добрых слов, напомнив читателям, что эти устройства «снижают физическую нагрузку и улучшают эргономику». Да и в целом ей очень нравятся носимые технологии, поскольку они «могут расширить возможности персонала по уборке, оптимизируя их рабочие процессы и обеспечивая идеальные стандарты гигиены и дезинфекции» – считает она, игнорируя побочные эффекты, связанные с использование «носимых технологий».

Остается без ответа и закономерный вопрос, а зачем это все уборщикам с учетом того, что они используют в своей работе инструменты, машины, в том числе и роботизированные, эргономические показатели которых становятся лучше год от года?

 

6. Экономия средств.

Тут Френни почему-то решила, что она финансовый консультант, и начала делится прогнозами и давать советы о том, как правильно распоряжаться деньгами в бизнесе. Например, «забыть об ограничении бюджета просто для поддержания гигиенических стандартов». По ее мнению, участникам рынка стоит ожидать что «автоматизация, эффективность, основанная на данных, и сокращение отходов благодаря экологичным решениям для уборки обеспечивают значительную экономию средств». А также и того, «что инвестиции в инновации принесут впечатляющую финансовую отдачу без ущерба для желаемых стандартов чистоты и гигиены».

Что-то подсказывает мне, что ждать отдачи компаниям придется долго, поскольку вся эта модернизация «по Френни» очень и очень недешева, а никаких расчетов, даже схематичных, в статье не приводится!

 

7. Дизайнерские инновации меньшего размера обеспечивают впечатляющую функциональность.

«Размер – это еще не все. Миниатюрные роботы компактны и проворны – они способны преодолевать ограниченные пространства и ориентироваться в сложном оборудовании, дезинфицируя зоны, которые ранее были недоступны. Эта революция в дизайне обещает расширить сферу применения средств гигиены, не оставляя без обслуживания ни один уголок».

Какая все-таки у Френни богатая фантазия! Я заглянула в англоязычный Интернет, но не нашла там никаких миниатюрных дизайнерских роботов для профессиональной уборки. Компактным роботом в этой сфере, как и я и предполагала, считается модель, похожая на бытовых ИИ-роботов, но больших габаритов.

 

8. Инновационные решения для уборки в медицинских учреждениях.

Интерес к больничной уборке у Френии вполне объясним. Дело в том, что форум «Уборка в здравоохранении» уже давно стал частью выставки Interclean Amsterdam. Состоялся он и в этом году. Поскольку эта ее статья должна была появиться в начале года, Френни пришлось самостоятельно изучать данный вопрос, в чем она явно не преуспела. Тем не менее, это не помешало ей давать советы специалистам в вопросах госпитальной гигиены. Например, «ожидать прорывов в разработке UV-C роботов для дезинфекции, тканей (для поверхностей), уничтожающих микробы, и протоколов санитарной профилактики на базе искусственного интеллекта – все это работает сообща, создавая более безопасную и здоровую среду, как для пациентов и персонала, так и для посетителей».

Если бы она заглянула бы в  клининговые журналы, то узнала бы, что все уже и так существует – и УФ-роботы с ИИ, расширению производства которых поспособствовала пандемия SARS-Cov-2, и ткани, убивающие микробов разных типов и даже дезинфицирующие роботы с ИИ. Что же касается протоколов на базе искусственного интеллекта, то это вопрос будущего, пусть и недалекого!

 

9. Устойчивое развитие и ESG-инновации занимают центральное место.

Конечно же, пропустить такую важную тему невозможно, поскольку «зеленая повестка» уже давно превратилась в идеологию, в рамках которой невозможно, чтобы источники информации даже в далеких от нее сферах, например, на производствах и секторе услуг, выпускались без отчетов о своих достижениях на этом фронте.

Френни постаралась на совесть, сообщив миру о том, что «Клининговая индустрия становится зеленой! Биоразлагаемые чистящие средства, переработанные материалы для инструментов и упаковки, а также энергоэффективное оборудование отвоевывают новые позиции. Принципы ESG (охраны окружающей среды, социальной защиты и управления) влияют на решения о закупках, продвигая этические практики и поощряя ответственный поиск поставщиков в отрасли. Эта эко-озабоченность обещает не только более чистую планету, но и более подотчетную и устойчивую индустрию чистоты».

О какой чистой планете можно говорить, пока «светлоликие» европейцы и их «заокеанские братья» постоянно что-то на ней взрывают?

 

10. Привлечение и удержание персонала

«Инновации не заменяют человеческого фактора. Уборщики – герои гигиены, и сохранение их опыта имеет решающее значение. Будьте готовы встретиться с такими инициативами, как программы обучения использованию новых технологий, конкурентоспособная заработная плата и льготы, а также возможности карьерного роста для привлечения и удержания лучших специалистов. Эта революция в подборе персонала признает жизненно важную роль уборщиков в создании блестящего будущего».

Почему же она не начала этим пунктом свою статью? Так было бы логичнее, поскольку именно для улучшения условий и результатов работы этих героев (позволяющих больше зарабатывать) и совершенствуются существующие и разрабатываются новые орудия труда, а не наоборот!

 

Тем не менее, несмотря на определенную фэнтезийность озвученных трендов, об их сути следует знать, во-первых, чтобы понимать, что на уме у западных экспертов, а, во-вторых, чтобы обдумывать и обсуждать реальность перспектив той или иной фантазии, поскольку из столкновения мечты и ее критики рождаются адекватные решения будущего.

 

 

О. Вихарева