Архивы

Журнал «Профессиональная уборка. Оборудование, материалы, технологии»

Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций 30 июля 2001 года, свидетельство ПИ № 77-9508

Электронная почта:


КАК ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ ПОЛОМОЕЧНОЙ МАШИНЕ И СНИЗИТЬ СТОИМОСТЬ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Вы являетесь счастливым обладателем оборудования для уборки или только собираетесь его приобрести. Провели маркетинговые исследования, подобрали именно то, что устраивает вас по выполняемым функциям, качеству и цене. Договорились с поставщиком.

Что же ожидает вас в ближайшее время? Сколько проработает приобретенное вами недешёвое оборудование? Какие основные причины выхода из строя и можно ли этого избежать?

Попробуем разобраться на примере батарейной поломоечной машины.

Основными причинами выхода из строя техники являются: брак производителя, несоблюдение регламентных работ и ошибки в эксплуатации.

С браком всё понятно. Даже владельцы самого надёжного оборудования не застрахованы от встречи с этим неприятным явлением, хотя и сталкиваются с этой проблемой реже, чем покупатели менее качественной техники. Здесь всё зависит от гарантийной политики производителя, и сроков реакции на вашу рекламацию. На данную ситуацию покупателю повлиять сложно. Разве что голосовать рублём за более надежную и качественную продукцию.

Несоблюдение регламентных работ. Покупая автомобиль, мы твёрдо знаем, что через определённое время или через несколько тысяч километров необходимо приехать в сервисный центр для проведения технического обслуживания (ТО). В противном случае машина может быть снята с гарантии и, что самое неприятное, поломка может случится в самый неподходящий момент, например, по пути в аэропорт. Но купив поломоечную машину, сравнимую по цене с современным автомобилем, многие даже не задумываются о необходимости планового сервисного обслуживания.

На машинах Taski, после того как машина отработает несколько сотен часов, загорается лампочка, информирующая о том, что пора сделать ТО. К сожалению, клиенты часто не обращают на неё внимания, а иногда и заклеивают индикатор, чтобы не раздражал, и продолжают эксплуатировать машину до поломки.

Чем это чревато? ТО, в отличие от ремонта, стоит сравнительно недорого. Например, плановая замена угольных щеток на электродвигателе обойдется на порядок дешевле, чем замена всего двигателя, произошедшая по причине износа этих щеток. Но самое главное — это время. ТО займёт несколько часов. Причем день и время проведения согласовывается заранее. Поломка всегда происходит внезапно. Когда к вам приедет инженер, будет ли в наличие необходимая запчасть, и нужно ли везти машину в сервисный центр, этого не знает никто. В результате объект может остаться без поломоечной машины на несколько дней, а то и недель.

Пример из жизни. Один из клиентов компании Дайверси, владеющий большим парком поломоечной техники, пытаясь в кризис оптимизировать расходы, отказался от сервисного контракта, включающего в себя 2 плановых ТО на машину в год. В результате только прямые расходы на сервис за 12 месяцев, включающие в себя запчасти, работу и транспортировку оборудования, увеличились на 70%. Есть повод задуматься?

К сожалению, даже вовремя проводимое плановое обслуживание техники не гарантирует 100% отсутствие поломок. Нельзя забывать о пресловутом человеческом факторе. Постараюсь рассмотреть некоторые типичные ошибки.

Машину могут повредить механически. Я сталкивался со случаями падения машин с рамп и столкновениями с погрузчиком. Один раз операторы устроили гонки, и одна из машин на полном ходу врезалась в стену. Правда в этом случае пострадала не машина, а стена из гипсокартона. Часто, при ударах о препятствия, повреждается щёточный блок или механизм крепления осушителя. Для решения этих проблем необходимо обучать и контролировать операторов. Но самое главное, нужно постараться создать условия, при которых у вас на объекте не будет меняться персонал один раз в квартал. Хотя это лежит скорее в плоскости законодательства и экономики.

Использование неподходящей химии. Как должно быть? В поломоечной машине можно применять малопенные нейтральные или щелочные средства с pH не выше 12. На канистре или бочке должна быть пиктограмма о возможности применения данного средства в поломоечной машине. Категорически нельзя использовать порошки и абразивные препараты. На практике, для достижения сиюминутного эффекта, применяют сильные щёлочи, которые не только повреждают напольные покрытия и опасны для сотрудников, но и разрушают прокладки и детали из цветных металлов. В результате через некоторое время машину придется ставить на капитальный ремонт. Приходилось видеть, что для мытья полов используют средство для посудомоечных машин с pH14. Ни к чему хорошему естественно такие «know how» не приводят.

Неиспользование химии вообще. Распространенная практика. В этом случае помимо низкого качества уборки (попробуйте отмыть грязную тарелку или отстирать воротник у рубашки просто водой) в условиях жёсткой воды, а вода в России жёсткая везде, кроме Санкт-Петербурга и Сахалина, системы подачи моющего раствора покрываются кальциевыми отложениями. Они препятствуют нормальной подаче моющего раствора на щётки, приводят к неполному закрытию клапанов, что, в свою очередь, приводит к подтеканию раствора из неработающей машины. Кроме того в трубопроводах активно размножаются бактерии и микроорганизмы, что приводит к появлению слизи на деталях и плохому запаху из машины. Основные рекомендации — используйте правильную химию, предназначенную для работы в условиях жёсткой воды. Идеальным решением является использование дозирующих систем, как встроенных в машину, по примеру системы J-fit на машинах Taski, так и стационарных, подключенных к водопроводу и автоматически приготавливающих раствор заданной концентрации. Помимо качественной уборки и нормального состояния техники, использование дозаторов увеличивает безопасность труда, и, самое главное, сокращает время на подготовку к работе. Кстати, при использовании дозаторов потребление химии снижается в разы, по сравнению с ручным дозирование. Если же машина уже пришла в описанное состояние, то помогает промывка системы слабокислотным раствором, например, средством Sani Cid в концентрации 0,5%.

За машиной не ухаживают. Убеждён, что чем лучше обращаются с техникой, тем дольше она будет работать на благо своего хозяина. Для этого необходимо после работы снимать, промывать, оставлять сушиться щётки, осушители, фильтры. При этой процедуре также проверяется состояние щёток, полиэстровых дисков и резинок осушителя. Износ данных элементов отражается на качестве уборки и осушения, то есть на том, ради чего собственно машину и приобретают. На машинах Taski для облегчения обучения все элементы, требующие ежедневного ухода, маркированы желтым цветом. Кроме того необходимо сливать грязный раствор и промывать баки. Снаружи машину необходимо протирать салфеткой, желательно микрофибровой, смоченной нейтральным, слабощелочным или спиртосодержащим средством. Машина на хранении должна быть чистой и сухой.

Ненадлежащее использование и обслуживание батарей. Аккумуляторы являются одним из самых дорогих элементов поломоечной машины. К тому же они относятся к расходным элементам. Батареи подразделяются на кислотные (обслуживаемые) и гелевые (необслуживаемые). На кислотных батареях машина работает дольше и срок службы у них выше. Но при зарядке данные батареи кипят. Поэтому зарядку осуществляют в специальном помещении с принудительной вентиляцией. Кроме того в батареи необходимо периодически добавлять дистиллированную воду. В противном случае электролит испаряется, что приводит к осушению пластин и их осыпанию. В результате придется покупать новые батареи. В Европе на объектах коммерческой недвижимости кислотные батареи практически не используют. Но в России они всё ещё популярны. Избежать проблем при эксплуатации батарей помогут только квалификация персонала и контроль. Ещё об аккумуляторах. Все они рассчитаны на определенное число циклов заряда — разряда. Поэтому, для увеличения срока службы старайтесь составлять график уборки так, чтобы батареи использовались в оптимальном режиме, то есть, чтобы при работе они разряжались до рекомендованного уровня. Не ставьте на зарядку машину, отработавшую всего несколько минут.

Подводя итоги, хотел бы сказать, что то, сколько лет проработает техника, зависит, прежде всего, от вас. Попытки сэкономить на ТО и химии — приведут в результате к увеличению затрат. Настоятельно рекомендую заключать с поставщиками сервисные договоры или хотя бы следить за выполнением регламентных работ, распланировав их на год. Вечная проблема российского клининга — текучка и низкая квалификация операторов. Что делать? Учить, контролировать, удерживать. А также стараться максимально исключить человеческий фактор, например, за счёт внедрения дозирующих систем. А что еще остаётся? Ведь единых, законодательно закрепленных стандартов по обучению персонала в российском клининге всё ещё не существует.

 

Тимур Полетаев,
Руководитель направления по работе с клининговыми компаниями и ретейлом,
Компания Diversey
www.diversey.com